http://patriarch.voskres.ru/

Избрание на патриаршество Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II


содержание

Вспомним, как проходило избрание Патриарха Алексия I на Поместном соборе в 1945 году, в условиях атеистической диктатуры. Управляющий делами Русской Православной Церкви протопресвитер(1) Николай Колчицкий опрашивал тогда по списку всех епископов. Каждый, поднимаясь, отвечал: "Я с клиром и паствою избираю высокопреосвященного Алексия, митрополита Ленинградского и Ладожского". Открытым голосованием по единственной кандидатуре в 1971 году избирался и Святейший Патриарх Пимен.

Как же избирался в 1990 году новый Предстоятель? Архиерейский Собор избрал трех кандидатов. По уставу Русской Православной Церкви, Патриархом может стать каждый епископ старше сорока лет, являющийся гражданином России (тогда еще СССР). Исходя из этого, в бюллетени внесли 75 из 92 имен. Голосование было тайным, и в списке не вычеркнутым могло остаться одно, два или три имени. Три архиерея, набравшие большее число голосов, должны были стать кандидатами.

Уже первый тур голосования сделал явным тот Промысл, который вел потом митрополита Алексия вплоть до избрания: он набрал наибольшее число голосов. (Затем шли митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир, ныне Митрополит Киевский и всея Украины, и митрополиты Киевский и Галицкий Филарет и Крутицкий и Коломенский Ювеналий.)

Поместный Собор открылся 7 июня 1990 года. Этот день начался Божественной литургией в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, у мощей преподобного Сергия. После завтрака участники собрались в трапезном Сергиевском храме на первое заседание. На Собор прибыли 317 делегатов - число, символически близкое числу отцов Первого Вселенского Собора (318): 90 архиереев (двух не было по болезни), 92 священника и 88 мирян (из них 38 женщин), представлявших епархии, а также 39 представителей монастырей и 8 - духовных школ. Из общего числа делегатов 32 человека представляли зарубежные епархии и приходы. Состав Собора значительно помолодел: нескольким делегатам не было 25 лет.

В начале первого часа дня 7 июня 1990 года Патриарший местоблюститель(2) митрополит Киевский и Галицкий Филарет открыл Поместный Собор. Участники пропели Символ веры. Процедура избрания Предстоятеля Церкви была предложена следующая:

Поместный Собор тайным или открытым голосованием утверждает список из трех кандидатов на Патриарший престол, предложенный ему Архиерейским Собором. Поместный Собор вправе дополнить этот список, если при открытом голосовании новых кандидатов поддержит не менее 12 членов Собора, а затем при закрытом голосовании - не менее 50%. В этом случае новый кандидат приравнивается к тем трем, которых выдвинул Архиерейский Собор. Далее тайным голосованием Собор избирает из числа утвержденных кандидатов одного. Патриархом становится кандидат, набравший при голосовании более 50% голосов. Если этого количества не набирает ни один из кандидатов, то проводится второй тур голосования, в котором участвуют только два кандидата, набравшие наибольшее число голосов.

На первом закрытом заседании Собора началось выдвижение дополнительных кандидатов на Патриарший престол. Несколько делегатов предложили кандидатуру митрополита Сурожского Антония. Однако владыка Антоний, не являясь гражданином СССР, не мог по действующему уставу быть выдвинут на всероссийский престол. Несколько делегатов предлагали по ходу Собора внести изменения в уже утвержденную процедуру, регламент и повестку дня. Дискуссии по этому поводу, открывшие Собор, стали первыми публичными дискуссиями после знаменитого Собора 1917-1918 годов, избравшего Всероссийским Патриархом святителя Тихона.

Помимо митрополита Антония, делегаты выдвинули еще четыре кандидатуры: митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, митрополита Минского и Гродненского Филарета, митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. Предложили также кандидатуру митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона.

Теперь предстоял второй тур голосования, тайный. В бюллетене можно было вычеркнуть одну, две, все три кандидатуры или, наоборот, все три оставить. Председательствующий митрополит Киевский Филарет объявил о том, что ни одна из трех новых кандидатур не проходит, и попросил раздать делегатам бюллетени с именами митрополитов Ленинградского и Новгородского Алексия, Ростовского и Новочеркасского Владимира и Киевского и Галицкого Филарета для окончательного голосования.

В половине девятого вечера митрополит Антоний передал председательствующему лист с результатами голосования. Тот огласил итоги. Вновь никто не набрал 50% голосов.

В последний тур голосования вышли митрополиты Алексий и Владимир, оба по многу лет занимавшие пост управляющего делами Московской Патриархии (владыка Алексий в 1964-1986 годах, владыка Владимир с 1987 по 1992 год) и, следовательно, хорошо знакомые епископату, клиру и мирянам, а в равной степени и сами хорошо знавшие церковные проблемы. Участники Собора опускали в урны бюллетени с одним-единственным именем...

В десять часов вечера открылось последнее заседание. Митрополит Антоний огласил конечный результат голосования: голосовавших - 317, действительных бюллетеней - 309, недействительных -,8; за митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия - 166 голосов, за митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира - 143 голоса.

Председательствующий митрополит Филарет вопросил:

- Владыко Алексий! Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал тебя Патриархом Московским и всея Руси. Приемлешь ли ты это избрание?

- Избрание меня освященным Поместным Собором Русской Православной Церкви Патриархом Московским и всея Руси со благоговением приемлю и нимало вопреки глаголю, - ответствовал избранный Патриарх в соответствии с древним обычаем.

- Изъявлением Святого Духа освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви, собравшийся в Свято-Сергиевой лавре в составе преосвященных архипастырей, представителей клира, честного иночества и мирян Русской Православной Церкви, избрал Вашу Святыню Патриархом Московским и всея Руси, - произнес еще раз от лица Собора председательствующий.

Догорающий закат долгого летнего дня, прошедшего в молитвах, дискуссиях, многократных голосованиях и размышлениях, смотрел в окна трапезного храма во имя игумена земли Русской преподобного Сергия. Здесь старейший по хиротонии архиерей Русской Православной Церкви архиепископ Оренбургский и Бузулукский Леонтий произнес новоизбранному Патриарху первые слова поздравления: "Силой единства Святого Духа Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал Вашу Святыню светильником Всероссийского Патриаршего престола. Патриаршество Вашего Святейшества да будет благословенным для Церкви и спасительным для Вашей Святыни".

Пением благодарственного молебна завершился около половины двенадцатого первый день работы Поместного Собора: "Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии сподобльшеся, Владыко, благодарение по силе приносим".

Дух Святой, верует Церковь, таинственно ведет Своего избранника на протяжении всего его земного жития, от самого рождения. И высшая задача отцов Собора, вообще каждого церковного человека, духовно прозреть этот замысел Божий, а провидев Его, смирить перед ним свою плотскую волю. И в этом христианском понимании избрания, как выявления Божией воли, а не некой арифметической процедуры, следует искать причину того, что отцы Собора, не сговариваясь, отложили дискуссии и споры до избрания нового Первосвятителя. Безумием было бы раскачивать корабль спасения в бесконечных спорах в то время, когда ему нужен умелый кормчий.

Не надо, однако, забывать, что та или иная демократическая процедура в Церкви - лишь форма, в которой проявляется воля Божия. Через выбор отцов Поместного Собора проявилось днесь предизбрание Святаго Духа, почившее от века на Святейшем Патриархе Алексии II. Без воли Божией, как сказано в Писании, не падает даже волос. Церковь верует, что тем более ее Предстоятель не поставляется без промысла Божия - в каких бы обстоятельствах и формах ни проходило это избрание. По прошествии определенного времени человеческий разум может разглядеть земной "механизм" действования этой Всеблагой Воли, но предсказать его вперед дано лишь немногим святым - да и то по особому Божиему произволению. Это понимает каждый православный человек, понимает Церковь в целом...

Избранный Патриархом владыка Алексий отслужил благодарственный молебен. В своем первом слове он сказал:

"Я сознаю трудность и подвиг предстоящего мне служения. Жизнь моя, которая была от юности посвящена служению Церкви Христовой, подходит к вечеру, но освященный Собор возлагает на меня подвиг первосвятительского служения. Я приемлю это избрание, но прошу в эти первые минуты высокопреосвященных и преосвященных архипастырей, честной клир и всю боголюбивую паству всероссийскую своими молитвами помогать мне и укреплять меня в предстоящем служении.
Много вопросов встает сегодня перед Церковью, перед обществом и перед каждым из нас. И в их решении нужен соборный разум, нужно совместное решение и обсуждение их на соборах. Соборный принцип должен распространяться и на епархиальную, и на приходскую жизнь - только тогда мы решим те вопросы, которые стоят сегодня перед Церковью и обществом.
Деятельность церковная сегодня расширяется. От Церкви, от каждого ее служителя ожидаются и дела милосердия, и благотворительности, и воспитание самых разных возрастных групп наших верующих. Мы должны служить примиряющей силой и тогда, когда нашей жизни станут сопутствовать разделения. Мы должны сделать все, чтобы способствовать укреплению единства Святой Православной Церкви. Я сознаю в этом свою человеческую немощь и уповаю на ваши святые молитвы и помощь в предстоящем мне служении".

К этим мыслям, высказанным в его первом обращении к всероссийской пастве Святейшим Патриархом Алексием, он будет неоднократно возвращаться в своих посланиях, речах, проповедях.

...Почти до полуночи подходили участники Поместного Собора к новому Предстоятелю Церкви, принося свои поздравления, благодаря Бога за явление Его воли о Русской Православной Церкви, в земной жизни которой ныне одна эпоха сменилась другой. Долог и непрост был путь к этой смене. Сегодня видно, что начался он давно. Это относится и к личной судьбе Патриарха Алексия, и к судьбе Русской Православной Церкви. Несколько десятилетий проблемы церковной жизни, в силу внешних причин, не обсуждались Церковью столь откровенно. На Поместном Соборе, избравшем Патриарха, были обозначены все основные проблемы Церкви. И это сказалось на устроении церковной жизни последующих лет.

1) Протопресвитер - высшее звание белого (женатого) духовенства.

2) Местоблюститель - исполняющий обязанности.

"Патриарх - Элис Лак 1994".

содержание   наверх
ИСКОМОЕ.ru
Расширенный поиск
Каталог Православное Христианство.Ру