http://patriarch.voskres.ru/

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Биография. Страница III.


содержание
Фото

Интронизация Святейшего Патриарха Алексия состоялась в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. Слово нового Предстоятеля Русской Церкви было посвящено задачам, стоящим перед ним на этом многотрудном поприще:

Свою первоочередную задачу мы видим прежде всего в укреплении внутренней, духоносной жизни Церкви. Церковь наша - и это мы явственно видим - вступает на путь широкого общественного служения. На нее как на хранительницу непреходящих духовных и нравственных ценностей, исторической памяти и культурного наследия с надеждой взирает все наше общество. Дать достойный ответ на эти надежды - наша историческая задача.

Решению этой важнейшей задачи посвящено все Первосвятительское служение нынешнего Предстоятеля нашей Церкви.

На исходе восьмидесятых годов двадцатого столетия коммунистическая власть уже не имела достаточных сил для подавления духовных чаяний народа. Темницы рушились на глазах. Знамением времени стало появление православных священников на общественных мероприятиях и на телевидении. Служители Церкви пришли в учебные заведения, больницы, места заключения и воинские части. Церковь выходила на общественное служение, а народ пробуждался от духовной спячки. Миллионы людей, выросших в привычном безбожии, устремились в храмы, чтобы принять Святое Крещение. Тысячелетие Крещения Руси фактически ознаменовалось Вторым Крещением народа. Вскоре после интронизации Святейший Патриарх Алексий II сказал об этом:

Фото
Митрополит Таллиннский и Эстонский Алексий, Управляющий делами Московской Патриархии, Председатель Учебного комитета, вручает дипломы студентам Московской Духовной академии. 1981 год

Происходящие перемены не могли не произойти, ибо 1000 лет христианства на Русской земле не могли исчезнуть совсем, ибо Бог не мог оставить свой народ, столь возлюбивший Его в своей прежней истории. Не видя десятилетиями просвета, мы не оставляли молитв и надежды - "сверх надежды, надежды", как говорил Апостол Павел. Мы знаем историю человечества и знаем любовь Бога к сынам Его. И из этого знания мы черпали уверенность, что времена испытаний и господства тьмы кончатся.

Возвращение Церкви к широкому общественному служению - во многом заслуга Святейшего Патриарха Алексия II.

Никакие сферы общественной и культурной жизни не должны находиться вне поля зрения Церкви. Церковь должна заниматься вопросами образования, воспитания и здравоохранения, вопросами охраны окружающей среды, духовным окормлением Вооруженных Сил, всемерно расширять области своего социального служения. Не претендуя на политическую власть, она должна восстановить свое традиционное значение для семьи и общества. Полнота служения Русской Православной Церкви была восстановлена на Поместном Соборе 1917-1918 годов актом избрания Патриарха всея Руси. Но ныне Церковь возвращается совсем не в то общество, каким оно было в России 1917 года. Утрачено православное сознание, разрушены традиции, расшатаны нравственные устои, оторвана от церковного обихода вся жизнь. Если уже священномученик Патриарх Тихон ощущал, что у Церкви нет должной поддержки в народе, то еще труднее сегодня - после семидесяти лет гонений на Православие, когда, кажется, все корни уничтожены, связь времен нарушена, в стране практически нет православной общественности или ее роль исчезающе мала.

Но недаром Россию называют Домом Пресвятой Богородицы. Одно за другим следовали события воистину промыслитсльные: обретение мощей преподобного Серафима Саровского, торжественный перенос их в Дивеево, когда по предсказанию святого среди лета запели Пасху; обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского и возвращение их в Белгород, обретение мощей Святейшего Патриарха Тихона и торжественное перенесение их в Большой собор Донского монастыря, обретение в Троице-Сергиевой Лавре мощей святителя Московского Филарета и преподобного Максима Грека, совсем недавнее обретение нетленных мощей преподобного Александра Свирского. Эти чудесные обретения свидетельствуют о том, что начался новый, удивительный период в жизни нашей Церкви, свидетельствуют о благословении Божием на служение Патриарха Алексия II.

Фото
Прославление святой блаженной Ксении Петербургской. Смоленское кладбище в Петербурге. 1988 год

Символом возрождения Русской Церкви в 1990-х годах несомненно стало восстановление в Москве Храма Христа Спасителя, разрушенного безбожниками именно как символ церковной и государственной мощи России. Святейший Патриарх Алексий II придает огромное значение этому общецерковному делу. Он - председатель Общественного наблюдательного совета по воссозданию Храма Христа Спасителя. Сколько несправедливых упреков по поводу восстановления Храма пришлось выслушать нашему Первоиерарху от радикальной общественности! Многим не хотелось, чтобы величественный Храм вновь стоял в Москве, напоминая о верности России Святому Православию. Но православные люди, веря своему Патриарху, сердцем чувствовали, что воссоздание Храма Христа Спасителя в нынешней Москве - событие даже более важное, чем его строительство полтора века назад. Это подтверждение того, что православный дух жив в русском народе и что попытка превратить Москву в безликий вненациональный город не удалась.

На Пасху 1995 года Святейший Патриарх в сослужении многочисленного духовенства совершил первое богослужение после закладки Храма Христа Спасителя - пасхальную вечерню. Еще не было ни стен, ни сводов, богослужение проходило под открытым небом. Темпы строительства удивляли всех - к Пасхе 1996 года Храм уже возвышался над Москвой, сияя золотыми куполами. С лета того же года в нижней, Преображенской церкви Храма Христа Спасителя, устроенной в память о ранее находившемся на этом месте Алексеевском монастыре, совершается Бескровная Жертва; множество раз здесь совершал богослужения Святейший Патриарх. К началу следующего тысячелетия и верхний храм предстал во всем своем великолепии. Предстоятель Русской Церкви в своих пастырских обращениях к народу часто касается темы возрождения нашей национальной святыни:

Храм Христа Спасителя стал видимым знаком воскресения Святой Руси. Он созидается всем народом. Эти стены, эти купола, это рождающееся благолепие вобрали в себя лепты российских и московских властей, отечественных и иностранных благотворителей, миллионов простых россиян, в том числе жителей стран ближнего и дальнего зарубежья. Низкий поклон и благодарность всем, кто принимал участие в воссоздании этой порушенной святыни...

Важной частью служения Святейшего Патриарха Алексия стали поездки по епархиям, которых он совершил уже более ста. Каждая из них приносит встречи с людьми, жаждущими увидеть своего Первосвятителя, людьми, которые собираются издалека, терпеливо ждут и искренне радуются необыкновенному событию. Сам вид Святейшего Патриарха в белом кукуле, его добрая улыбка, теплые слова, обращенные к пастве, - все это сильнейшим образом воздействует на людей, даже невоцсрковленных. Образ Первосвятителя пробуждает в сознании наших соотечественников генетическую память, напоминая душе о чем-то родном и высоком, хотя для многих и незнакомом. Сегодня для России Патриарх поистине является символом единения.

Фото
Встреча мощей преподобного Серафима Саровского
на вокзале в Москве. 1991 год

Каждая поездка знаменуется освящением новых храмов - за десять лет своего Патриаршего служения Святейший Владыка лично освятил их более ста! В программу неизменно входят встречи с местными властями, для которых общение с Патриархом Московским и всея Руси является большой честью и вопросом престижа. Эти встречи не проходят для государственных деятелей бесследно, побуждают их по-новому взглянуть на проблемы духовно-нравственного состояния общества и национально-государственного строительства в целом. Часто в программу Патриарших визитов входит посещение вузов, воинских частей, больниц, воскресных школ. Но главным для Святейшего Патриарха остается богослужение, службы Божий, длящиеся в поездках по 4-5 часов -так много желающих принять Святое Причастие из рук Первосвятителя, получить его благословение...

Многие удивляются, как у Святейшего Патриарха хватает сил выдерживать такие колоссальные нагрузки, когда даже молодые, сильные люди, сопровождающие его в поездках, безмерно устают. Но Господь хранит Своего верного служителя, молитвенника и ходатая за всю Русскую землю, и дает ему силы.

Очень важным этапом в жизни нашего общества стало принятие в 1997 году нового закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", подтвердившего историческую роль Православной Церкви в судьбе России. Следствием этого, как надеются все православные верующие, должно стать прекращение агрессии многочисленных сект, заполонивших нашу страну. Это еще одна проблема, решению которой Святейший Патриарх Алексий отдает много сил и времени. В своем обращении к участникам VI Рождественских чтений в 1998 году он вскрыл глубинные причины этого явления:

Недаром наблюдаем мы возрождение архаичных языческих культов и распространение тоталитарных сект, отрицающих в человеке не только образ Божий, но и личностное начало. Наблюдаемое движение от тотального материализма к примитивному магизму показывает степень одичания и деградации современного общества. Для человека, утратившего нравственные ориентиры, все представляется допустимым и приемлемым - и получившее невиданный, поистине индустриальный размах уничтожение детей в утробе матери, и бездумные эксперименты с наследственностью живых особей, и развращение малолетних, и осквернение всего светлого и чистого.

Фото
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с постоянными членами Священного Синода Русской Православной Церкви. 1998 год

Прежний закон о свободе совести, 1990 года, возвратил Церкви возможность не только развивать катихизаторскую, религиозно-образовательную и воспитательную деятельность в обществе, но и осуществлять благотворительность, помогать малоимущим, служить ближним в больницах, домах престарелых и местах заключения.

Многостороннее социальное служение Церкви в нашем обществе продолжает расширяться, это одно из важнейших направлений ее деятельности. Ряд подписанных Святейшим Патриархом Алексием совместно с государственными структурами документов заложил основы для развития духовного попечения Церкви о больных и престарелых, о военнослужащих и работниках правоохранительных органов, о находящихся в местах заключения. За время Патриаршего служения нынешнего Предстоятеля Русской Православной Церкви было образовано большое число новых епархий - их уже около 70 на территории нынешней Российской Федерации и более 120 - вместе с ближним и дальним зарубежьем; возобновлена монашеская жизнь более чем в 450 монастырях (в конце 1980-х годов их было 19), открыто более 50 Духовных учебных заведений.

Являясь правящим епископом города Москвы, Святейший Патриарх Алексий II много сил и времени отдает возрождению и развитию внутриепархиальной и приходской жизни столицы. Эти труды являются примером устроения епархиальной и приходской жизни для других епархий. В Москве ныне более 350 действующих храмов вместо 45 в недалеком прошлом.

Главное направление международной деятельности Русской Православной Церкви определяется тем, что решение многих проблем современного мира лежит на путях развития межправославного сотрудничества и диалога между христианами разных конфессий во исполнение Христовой заповеди о единстве. В своих контактах с инославными Русская Православная Церковь осуществляет полезный обмен опытом социального служения христиан в сложных условиях современности, непреложно свидетельствуя при этом в мире о Святом Православии. Для Предстоятеля Русской Православной Церкви эти вопросы являются предметом всемерного внимания.

Фото
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Тяжко и мучительно переживается нашими людьми нынешнее состояние государства и общества - слишком велики разочарования и потери. Многие теперь приходят в Церковь, но как и с чем обращается к ней большинство? Ждут от Церкви чего-то согласного с собственными, часто нехристианскими понятиями о жизни. Отовсюду к Церкви устремляются требования, упреки и обвинения. Немирный дух, царящий в нашем обществе, осаждает Церковь со всех сторон, не говоря уже о сознательной деятельности тех, кому ненавистна сама идея возрождения верной Богу России...

Как тяжело в этих условиях служение Первосвятителя! Каким терпением и мужеством должен он обладать, чтобы вести церковный корабль в море наших нестроений! Но ведомая им Церковь Русская укрепляется, и мы видим, как год от года возрастает ее значение в жизни нашего Отечества. Все громче слышен ее голос в различных сферах нашей жизни и все внимательнее к нему прислушиваются. Появляются первые признаки духовного оздоровления. Приходит осознание того, что катастрофы, переживаемые Россией в XX столетии, суть прямое следствие богоотступничества и что покаяние в этом страшном грехе - единственный путь спасения, путь возвращения русского народа в Дом Отчий. Ряды становящихся на этот путь православных россиян растут по молитвам святых угодников Божиих. В сонме их сияет Святитель Московский Алексий - великий заступник земли Российской, Небесный покровитель Святейшего Патриарха Алексия II, занимавший Первосвятительский престол в XIV веке. Под его духовным окормлением в разоренной Московской земле созидался оплот Православия, возрастала, собирая силы и укрепляясь духом, Православная Русь.

В Акафисте, который постоянно читается в Москве у мощей Святителя Алексия, есть такие слова: "Ангеле от земли прозябый! Великаго Совета Ангел, провидев доброту души твоея, прежде всех избра тебе, еже благовестити плененным отпущение и слепым прозрение".

Ныне под омофором Святейшего Патриарха Алексия II, молитвами иже во святых отца нашего Алексия, Святителя Московского, совершается духовное возрождение России.

содержание   наверх
ИСКОМОЕ.ru
Расширенный поиск
Каталог Православное Христианство.Ру