http://patriarch.voskres.ru/

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Биография. Страница I.


содержание
Фото
Алеша Ридигер.
Первый школьный день.
1935 год

С 1917 года, когда в России было восстановлено Патриаршество, каждый из четырех предшественников Святейшего Патриарха Алексия II нес свой тяжелый крест. В служении каждого Первосвятителя были тяготы, обусловленные своеобразием именно того исторического периода в жизни России и всего мира, когда Господь судил ему быть Предстоятелем Русской Православной Церкви.

Первосвятительское служение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II началось с наступлением новой эпохи. Пришло избавление от гнета безбожной власти. Пораженная кризисом, власть металась, ища спасения в "перестройке". Всем однажды завладев в России, она уходила в небытие. Между тем Русская Церковь, сохранив верность Святому Православию, осталась, как и прежде, незыблемым основанием исторического бытия России.

Святейший Патриарх Алексий II (в миру Алексей Михайлович Ридигер) родился 10/23 февраля 1929 года. Его отец, Михаил Александрович, происходил из старинной петербургской семьи, представители которой проходили славное поприще военной и государственной службы (среди них генерал-адъютант граф Федор Васильевич Ридигер - герой Отечественной войны 1812 года). Михаил Александрович должен был пойти по их стопам, окончив Императорское Училище Правоведения - одно из самых привилегированных учебных заведений России, но завершить обучение там не успел из-за революции 1917 года. Поселившись в новообразованном государстве Эстония, он в 1926 году сочетался браком с Еленой Иосифовной Писаревой, уроженкой Ревеля (Таллина).

Фото
Родители Святейшего Патриарха Алексия - Михаил Александрович и Елена Иосифовна. 1931 год

Святейший Патриарх Алексий вспоминает:

Я был единственным сыном у родителей, мы жили очень дружно. Нас связывала крепкая любовь...

В довоенной Европе жизнь русской эмиграции была малообеспеченной, но материальная скудость не мешала цветению культурной жизни. Эмигрантскую молодежь отличал высокий духовный настрой. Огромная роль принадлежала Православной Церкви. Активность Церкви в жизни русского рассеяния была высока, как никогда прежде в России. Религиозная общественность в русском зарубежье создала бесценный для России опыт воцерковления различных форм культурной деятельности и социального служения. В молодежной среде активно работало Русское Студенческое Христианское Движение (РСХД). Движение имело своей основной целью объединение верующей молодежи для служения Православной Церкви, ставило своей задачей подготовку защитников Церкви и веры, утверждало неотделимость подлинной русской культуры от Православия.

Фото
Второе паломничество в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь в 1939 году. В центре, перед игуменом Харитоном (Дунаевым), - Алексей Ридигер

В Эстонии Движение действовало с большим размахом. В рамках его деятельности активно развивалась приходская жизнь. В мероприятиях Движения охотно участвовали русские православные люди. Среди них был и отец будущего Святейшего Патриарха. С юных лет Михаил Александрович стремился к священническому служению, но лишь после окончания богословских курсов, открытых в Ревеле в 1938 году, он был рукоположен во диакона, а затем - во иерея. В течение 16 лет отец Михаил был настоятелем таллинской Рождества Богородицы Казанской церкви, состоял членом, а позже председателем Епархиального совета. В семье будущего Первосвятителя царил дух русской православной церковности, когда жизнь неотделима от храма Божия и семья воистину является домашней церковью. Для Алеши Ридигера не было вопроса о выборе жизненного пути. Его первые сознательные шаги совершались в храме, когда он шестилетним мальчиком выполнял свое первое послушание - разливал крещенскую воду. Уже тогда он твердо знал, что станет только священником. Восьми-девяти лет он знал Литургию наизусть и любимой его игрой было "служить". Родители смущались этим и даже обращались к валаамским старцам по этому поводу, по им было сказано, что если все мальчиком делается серьезно, то препятствовать не нужно.

Большинство русских, живших в то время в Эстонии, по существу не были эмигрантами. Являясь уроженцами этого края, они оказались за границей, не покидая родины. Своеобразие русской эмиграции в Эстонии во многом определялось компактным проживанием русских на востоке страны. Здесь стремились побывать рассеянные по всему миру русские изгнанники. По милости Божией они находили здесь "уголок России", заключавший в себе великую российскую святыню - Псково-Печерский монастырь, который, находясь в товремя за пределами СССР, был недоступен для безбожной власти. Ежегодно совершая паломничества в Пюхтицкий Свято-Успенский женский и Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастыри, родители будущего Святейшего Патриарха брали мальчика с собой. В конце 1930-х годов вместе с сыном они совершили две паломнические поездки в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь на Ладожском озере. Мальчик на всю жизнь запомнил встречи с насельниками обители - духоносными старцами схиигуменом Иоанном (Алексеевым, + 1958), иеросхимонахом Ефремом (Хробостовым, + 1947) и особенно с монахом Иувианом (Красноперовым, + 1957), с которым завязалась переписка и который принял отрока в свое сердце. Вот небольшой фрагмент из его письма к Алеше Ридигеру:

Дорогой о Господе, милый Алешенька!
Сердечно благодарю тебя, дорогой мой, за приветствие с праздником Рождества Христова и с Новым Годом, а также за твои добрые пожелания. Да спасет тебя Господь Бог за все эти дары духовные. <...> Если бы Господь сподобил всех вас приехать к нам на Пасху, это увеличило бы нашу пасхальную радость. Будем надеяться, что Господь по Своей великой милости сотворит это. Мы тоже с любовию вспоминаем всех вас: вы для нас - точно свои, родные по духу.
Прости, дорогой Алешенька! Будь здоров! Да хранит тебя Господь! В своей чистой детской молитве вспомни и о мне, недостойном.
Искренно любящий тебя о Господе м. Иувиан.
Фото
Старший иподиакон Алексий Ридигер. 1947 год

Так в самом начале сознательной жизни будущий Первосвятитель прикоснулся душой к чистому роднику русской святости - "пречудному острову Валааму". Через монаха Иувиана духовная нить соединяет нашего Патриарха с Ангелом-Хранителем России - святым Иоанном Кронштадтским. Именно по благословению этого великого светильника земли Русской отец Иувиан стал валаамским монахом, и конечно же он рассказывал о великом пастыре милому его сердцу мальчику Алеше. Эта связь напомнила о себе спустя полвека - Поместный Собор Русской Православной Церкви 1990 года, избравший Святейшего Патриарха Алексия II, прославил праведного Иоанна Кронштадтского в лике святых.

Путь, который веками проходили святители земли Русской, - путь пастырского служения, берущий начало от воцерковленного детства во Христе, - был при советской власти под запретом. Божий Промысл о нашем нынешнем Предстоятеле выстроил его жизнь от самого рождения так, что жизни в России советской предшествовали детство и отрочество в старой России (насколько это было тогда возможно) и с советской действительностью встретился возрастом юный, но духом зрелый и мужественный воин Христов. С раннего детства Алексей Ридигер прислуживал в церкви. Его духовным отцом был протоиерей Иоанн Богоявленский, впоследствии епископ Таллинский и Эстонский Исидор (+ 1949). С пятнадцати лет Алексий был иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла (Дмитровского; + 1946), а затем и у епископа Исидора. Учился в русской средней школе в Таллине. Святейший Патриарх вспоминает, что у него всегда была пятерка по Закону Божию.

Семья была его крепостью и опорой и при выборе пути, и на протяжении всего священнического служения. Не только узы родства, но и узы душевной дружбы связывали его с родителями, все переживания они делили друг с другом...

Фото
Школьные годы. 1942 год

В 1936 году таллинский Александро-Невский собор, прихожанами которого были родители будущего Первосвятителя, передали эстонскому приходу. История этого храма многострадальна: сразу же после провозглашения Эстонской республики в 1918 году началась кампания по ликвидации собора - собирали деньги "на снос церквей с русскими золотыми луковицами и будок русских Богов" (православных часовен) даже в школах у детей. Но против разрушения собора выступила общественность, русская и международная, а также Красный Крест. Потом поднялась новая волна: снести купола Александро-Невского собора, поставить шпиль и создать там "пантеон эстонской независимости". В архитектурном журнале были опубликованы иллюстрации: вид города без "русских луковиц", но с "пантеоном эстонской независимости". Эти иллюстрации сохранились у будущего Святейшего Патриарха Алексия и в свое время пригодились для спасения собора, когда власти уже советской Эстонии вознамерились переделать храм в планетарий (демонстрация намерений буржуазной власти относительно использования собора обескуражила советских правителей). В 1936 году сняли позолоту с куполов, и в таком виде собор просуществовал до войны, затем, в оккупационное время, немцами был закрыт. В 1945 году, когда в Эстонию вошли советские войска, собор возвратили Церкви. Иподиакону Алексию было поручено привести его в порядок и подготовить для возобновления в нем богослужений. Это ответственное послушание он исполнил достойно - первое богослужение в соборе состоялось уже на Пасху 1945 года. Алексий был псаломщиком, а затем ризничим в восстановленном храме. До поступления в Духовную семинарию он служил псаломщиком и в других храмах Таллина - в Симеоновской и Казанской церквах.

В 1946 году Алексий Ридигер сдал экзамены в Петербургскую (Ленинградскую) Духовную семинарию, но не был принят, поскольку ему в то время еще не исполнилось восемнадцати лет. В следующем, 1947 году он был зачислен сразу на 3-й курс Семинарии, которую окончил по первому разряду в 1949 году. Будучи на первом курсе Петербургской Духовной академии, 15 апреля 1950 года он был рукоположен во диакона, а 17 апреля 1950 года - во священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви Таллинской епархии. Три с лишним года он совмещал служение приходского священника с учебой в Академии (заочно). Этот первый приход в жизни будущего Первосвятителя запомнился ему особо: здесь он соприкоснулся со многими человеческими трагедиями - в шахтерском городке они случались нередко.

Фото
Протоиерей Михаил Ридигер и матушка Елена Иосифовна с сыном Алексием, воспитанником Ленинградской Духовной семинарии. 1947 год

В 1953 году отец Алексий окончил Духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия за курсовое сочинение "Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист".

15 июля 1957 года отец Алексий был назначен настоятелем Успенского собора города Тарту и в течение года совмещал служение в двух храмах. В Тарту он прослужил четыре года. Тарту (Юрьев) - университетский город, затихающий в летнее время и оживленный зимой, когда приезжают студенты. Святейший Патриарх сохранил добрую память о старой юрьевской университетской интеллигенции, которая активно участвовала в церковной жизни. Это была живая связь со старой Россией.

17 августа 1958 года отец Алексий был возведен в сан протоиерея. В 1959 году в праздник Преображения Господня умерла мать Святейшего Патриарха. Ей в жизни выпал трудный крест - быть женой и матерью священника в атеистическом государстве. Надежным прибежищем и утешением была молитва - каждый день Елена Иосифовна читала Акафист перед иконой Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Отпевали матушку Елену Иосифовну в Тарту, а похоронили в Таллине, на Александро-Невском кладбище - месте упокоения нескольких поколений ее предков. Отец с сыном остались вдвоем.

Фото
Воспитанники 4-го класса Ленинградской Духовной семинарии. Второй слева внизу - Алексий Ридигер. 1949 год

Менее чем через полтора года, 3 марта 1961 года, в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры протоиерей Алексий Ридигер принял монашеский постриг. Вскоре постановлением Священного Синода от 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию было определено стать епископом Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 года иеромонах Алексий был возведен в сан архимандрита. Это было нелегкое время - разгар хрущевских гонений. Советский вождь, пытаясь реанимировать революционный дух двадцатых годов, требовал буквального исполнения антирелигиозного законодательства 1929 года. Казалось, вернулись довоенные времена с их "пятилеткой безбожия". Правда, новое гонение на Православие кровавым не было - служителей Церкви и православных мирян не истребляли, как прежде, но газеты, радио и телевидение извергали потоки хулы и клеветы на веру и Церковь, а власти и "общественность" травили и преследовали христиан. По всей стране шло массовое закрытие храмов. Резко сократилось и без того малое число Духовных учебных заведений.

В феврале 1960 года Святейший Патриарх Алексий I в своем выступлении на конференции советской общественности за разоружение через головы собравшихся в Кремле обратился к миллионам православных христиан. Призывая их к стойкости перед лицом новых гонений, Святейший Патриарх сказал: В таком положении Церкви есть и много утешительного для верных ее членов, ибо что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что "врата адовы не одолеют Ее!"

продолжение   содержание   наверх
ИСКОМОЕ.ru
Расширенный поиск
Каталог Православное Христианство.Ру